Экспозиционно-выставочный центр МБУ «Краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты» предложил получателям услуг центра социального обслуживания населения показ мини – сериала Арт и Факт. Киноальманах рассказывает о легендарных картинах великих русских живописцев 19 века. Каждая из четырёх новелл посвящена одному из художников – символов русской культуры. За каждым из полотен, представленных в киноальманахе скрывается своя неповторимая история, в которых переплетаются судьбы героев и творца.
Первый фильм, предложенный нам к просмотру, «Призрак» о загадочном и невероятном происшествии, которое произошло в старой усадьбе Зубриловка при посещении его художником Виктором Борисовым — Мусатовым. Творца побудила к написанию картины встреча с призраком давно покинувшей этот мир, девушкой Ольгой. Явление это сыграло судьбоносную роль в жизни Виктора. Предсказания приведения бедной девушки сбылись: у художника родилась дочь, унаследовавшая талант от отца, и, через два года Борисов – Мусатов умер, оставив потомкам тайну своих картин.
К просмотру представлен фильм второй «Демон поверженный» Михаила Врубеля. Все произведения художника насыщены яркотемными красками, широким штрихом, непонятным с первого взгляда, изображением: мятежным и тревожным. Создатель писал по произведениям гениев пера: Пушкина и Лермонтова. Михаил — человек ранимый с детства, был связан с мистикой, потусторонней силой, что и прослеживалось в его странных и глубоких произведениях.
В третьей серии «Кракелюр» мы познакомились с историей создания полотна «Утро в сосновом бору». Соратники и друзья Иван Шишкин и Константин Савицкий дополнили замысел друг друга. Шишкин написал пейзаж, а Савицкий дорисовал медведей. Картину в 1889 году выкупил у художников коллекционер произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков, которому не понравилось содружество двух авторов, и подпись Савицкого на полотне он стер керосином. Долгое время никто и не знал, что Константин имеет непосредственное отношение к популярности этого шедевра. Ведь первоначальная тема произведения певца русского леса во многом уступала завершенному состоянию картины. Медведи оживили лес, заполнили его веселостью и естественностью своей медвежьей игрой на сломанном бурей стволе старого дерева. Неоправданное уничтожение соавторства двух гениев Третьяковым, вычеркнуло надолго из истории создания шедевра имя художника Константина Савицкого.
Четвертый фильм — «Мария», о истории создания картины «Тройка» художника Василия Перова. Полотно было почти закончено, но не было образа одного из детей, волокущих огромную бочку с водой на полозьях. Нашел натуру художник на рынке. Маленький мальчик со своей матерью крестьянкой в поисках пропитания были замечены Василием среди торговых рядов. На предложение барина разрешить написать портрет Ванюшки, Мария не сразу согласилась. Ведь из покон веков считалось дурным знаком позировать художникам. Уговорив Марию, Перов пригласил семью к себе в дом. Смышленый мальчик очень понравился Василию, да и Ванюшка доверился доброму барину. Но знакомство с художником стало для мальчика роковым — через несколько лет Ваня умер. Мать, убитая горем, накопив немного денег, отправилась к Перову, что бы выкупить картину с изображением своего сына, но полотно к тому времени было продано Павлу Михайловичу Третьякову. Упав на колени в галереи перед образом своего любимого сыночка, мать долго молила художника вернуть ей родное чадо. Спустя время, крестьянка получила долгожданный портрет Ванюшки. Любезный, добропорядочный Василий не мог не помочь опечаленной матери, которая подарила нам столь значимый образ великого шедевра.
Истории создания всех перечисленных полотен глубоко запали в души зрителей, пожилых граждан, инвалидов, детей. По окончанию фильмов работники музея А. Братчикова и А. Усольцева с интересом излагали биографии, интересные моменты создания картин великих художников, а зрители, окунувшиеся в мир прекрасного, дополняли лекции своими мнениями и видениями, незабываемыми впечатлениями и эмоциями, спорили, сомневались, и получили огромное удовольствие от познавательных мероприятий.